12 января 2010 в 18:46
Функции в C++. Часть первая.
Функция - это группа операторов у которой есть имя. Во всех предыдущих уроках, код наших программ располагался в одной функции - main. Функции позволяют разбить программу на небольшие части, каждая из которых выполняет какую-то небольшую задачу. Посмотрите на полный код морского боя (раздел - Листинги). В нём больше 500 строк кода. Без функций было бы довольно проблематично написать эту программу. В ней используется 11 функций, самая длинная из которых состоит из 50 строк кода.
Обязательными для функции являются два компонента: определение и вызовы.
Определение функции
Определение функции должно располагаться в глобальной области видимости, до начала функции main. Рассмотрим пример, простого определения:
int simple_function () { return 0; }
Определение функции состоит из заголовка и тела. Заголовок фукнции включает в себя:
Тип возвращаемого значения
Почти все функции должны возвращать значения. Тип этого значения указывается в заголовке перед именем функции. Вот несколько примеров заголовков функций:
int simple_function()
float simple_function()
char simple_function()
В первом случае функция должна вернуть целое число (int), во втором - вещественное число (float), а в третьем случае - символ (char).
Возвращаемые значения используются для передачи данных из функции в вызывающее окружение. Вызывающее окружение - это то место, откуда вызывается данная функция, подробнее ниже.
Идентификатор или имя функции
Идентификатор (имя) функции задаётся точно также, как и любой другой идентификатор. В данном примере мы создали функцию с идентификатором simple_function (simple - простой).
Список аргументов или параметров
Список аргументов функции записывается в круглых скобках после имени функции. В данном примере список аргументов пуст.
Список аргументов записывается через запятую. Каждый элемент списка состоит из типа и идентификатора. Рассмотрим пример заголовка функции со списком из двух аргументов:
int simple (int a, float b)
В скобках мы записали два аргумента: a и b. У аргумента a тип int, а у аргумента b тип float.
Аргументы используются, когда в функцию нужно передать какие-либо данные из вызывающего окружения.
Тело функции
Тело функции располагается сразу под заголовком и заключено в фигурные скобки. В теле функции может содержаться сколько угодно операторов. Но обязательно должен присутствовать оператор return. Оператор return возвращает значение:
int simple_function () { return 0; }
Здесь, simple_function всегда будет возвращать 0. Надо признать, что данная функция бесполезна. Напишем функцию, которая принимает из вызывающего окружения два значения, складывает их и возвращает результат в вызывающее окружение. Назовём эту функцию sum (сумма):
int sum (int a, int b) { int c; c = a + b; return c; }
В функцию передаётся два аргумента: a и b типа int. В теле функции они используются как обычные переменные (они и являются обычными переменными). Давайте договоримся: снаружи функции, переменные, которые передаются в неё, мы будем называть аргументами, а эти же переменные в теле функции - параметрами.
В теле функции определяется переменная c. А затем, в эту переменную мы помещаем значение суммы двух параметров.
Последняя строчка возвращает значение переменной c во внешнее окружение.
После ключевого слова return нужно указать значение которое будет возвращено. Можно возвращать как простые значения, так и переменные и даже выражения. Например:
return 32;
return a;
return b;
return a+b;
В последнем случае в вызывающее окружение будет возвращён результат суммы переменных a и b.
Обратите внимание, что оператор return не только возвращает значение, но и служит как бы выходом из функции, после него не будет выполнен ни один оператор:
return a;
c = a+b; // этот оператор не будет выполнен
Благодаря этому, с помощью return удобно создавать условия выхода из функций:
if (a > 0) { return 0; } else if (a < 0) { return 1 }
Здесь, из функции будет возвращено число в зависимости от значения переменной a: если a больше нуля, то будет возвращён 0, в противном случае - 1.
Вызов функции
После того как создано определение функции, её можно вызвать.
int sum (int a, int b) { int c; c = a + b; return c; } int main() { int s; s = sum(2,2); // вызов функции cout << s; return 0; }
В результате выполнения программы, на экран будет выведено: 4.
Вызов функции состоит из идентификатора функции и списка аргументов в круглых скобках. Вот несколько вызовов функции sum:
int x = 5;
int y = 4;
int z;
sum(0,1); // 1
sum(x,2); // 7
sum(x,y); // 9
z = sum(x,y); // z = 9
Вызывающее окружение
То место, откуда вызывается функция, называется вызывающим окружением. Вызывающим окружением функции sum является функция main, а вызывающим окружением функции main является отладчик или операционная система.
Функция может обмениваться данными с вызывающим окружением благодаря списку аргументов и возвращаемому значению: вызывающее окружение передаёт данные в функцию с помощью аргументов, а функция передаёт данные в вызывающее окружение с помощью возвращаемого значения.
Тип передаваемого в функцию значения должен совпадать с типом указанным в списке аргументов. Нельзя, например, написать вот так:
int simple (int a) { return 1; } int main () { int b; b = simple(0.5); return 0; }
В списке аргументов мы указали тип int, а в функцию передаётся вещественное значение 0.5. Так делать нельзя.
Рассмотрим более полезный пример: напишем функцию для передвижения персонажа:
int x; // глобальная переменная int move_x (int dx) { x = x + dx; return x; } int main () { int ch; char act; while (1) { act = _getch(); ch = static_cast(act); if (ch == 75) // была нажата стрелочка влево move_x(-1); else if (ch == 77) // была нажата стрелочка вправо move_x(1); } // конец while return 0; } // конец main
Обратите внимание, что для тела if и else if не стоит скобочек. Скобочки ветвлений можно опускать, если в теле ветвления всего один оператор.
Функция move_x двигает персонажа на одну единицу влево или вправо в зависимости от клавиши, которую нажал пользователь.
Создадим ещё одну функцию, а заодно уберём из main часть кода:
int x; // глобальная переменная int move_x (int dx) { x = x + dx; return x; } void move (int ch) { if (ch == 75) // была нажата стрелочка влево move_x(-1); else if (ch == 77) // была нажата стрелочка вправо move_x(1); } int main () { int ch; char act; while (1) { act = _getch(); ch = static_cast(act); move(ch); // вызов функции move } // конец while return 0; } // конец main
Обратите внимание, что в функции move на месте типа возвращаемого значения стоит void, кроме того, в теле move нет оператора return.
Объявления функций (прототипы)
В последнем примере, определение функции move_x должно располагаться выше определения move (а определения move_x и move должны располагаться до main), так как в функции move происходит вызов move_x.
Обычно определения всех пользовательских функций располагаются после определения main. При этом используются объявления функций (прототипы). Внесём изменения в предыдущую программу:
int x; // глобальная переменная void move(int); // прототип (объявление) функции move int move_x(int); // прототип функции move_x int main () { int ch; char act; while (1) { act = _getch(); ch = static_cast(act); move(ch); // вызов move } return 0; } void move (int ch) { if (ch == 75) // была нажата стрелочка влево move_x(-1); else if (ch == 77) // была нажата стрелочка вправо move_x(1); } int move_x (int dx) { x = x + dx; return x; }
Прототип функций совпадает с заголовком определения, но в прототипе можно опустить имена переменных в списке аргументов. Следующие объявления равносильны:
int move_x(int dx);
int move_x(int);
Объявления функций расположены в начале файла. Прототип функции говорит компилятору, что данную функцию можно вызывать, а её определение будет позже (или находится в другом файле).
Объявление функции может находиться в любом месте программы (за пределами определений функций программы или в любом определении), главное, чтобы оно появилось до первого вызова функции. Если вы не используете объявления, то до первого вызова функции должно стоять определение, которое также может располагаться в любом месте программы.
Возврат void
На месте возвращаемого типа, в определении (и в объявлении) функции move стоит ключевое слово void (void - пусто, пустой). Это значит, что функция не возвращает никакого значения. Следовательно не требуется и оператор return, так как функции нечего вернуть в вызывающее окружение.
комментарии отсутствуют
авторизуйтесь